Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. «Каменная летопись», «Библия каменного века» — так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны «Калевалы».
Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм. В отличие от наскальных изображений других районов карельские петроглифы находятся не на вертикальном, а почти на горизонтальном «полотне», под ногами посетителей.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время — от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Онежские петроглифы — это «грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом».
Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.
Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 — 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.
Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки — 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 — 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.
Онежские петроглифы открыл в 1848 г. геолог из Санкт-Петербурга К.Гревинг.
Немало труда затрачено на выявление широко известных теперь онежских петроглифов. Известные исследователь петроглифов А.Я.Брюсов специально наблюдал за поверхностью скал в разные часы летнего дня. Ему удалось разглядеть ряд плохо заметных изображений, видимых только в определенные часы. «Однажды — пишет А.Я.Брюсов — после большого дождя поднялся сильный ветер, который быстро высушил гладкие поверхности скал, тогда как даже в едва заметных углублениях влага окрашивала их в темный цвет. При этом на Бесовом Носу, восточнее центральной группы, за большой трещиной ярко вырисовалось несколько изображений, которые при иных условиях оставались невидимыми во все часы дня. Только резкая разница в цвете высохшей гладкой поверхности и еще влажных мельчайших выбоин, разница, которую почти невозможно осуществить искусственным путем, создала случайную возможность видеть эти изображения».
И по сей день ученые открывают новые рисунки или же неизвестные ранее важные детали старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов — плохая сохранность многих наскальных фигур. Время не пощадило их: выбитая часть сильно потемнела и зачастую сливается по цвету и фактуре с поверхностью окружающих скал, рельеф их стал мельче. Особенно сильно стерлись рисунки, расположенные у самой воды, постоянно омываемые волнами озера.
Еще сильнее сглаживают изображения ледоходы. Высота ледяных торосов достигает здесь 5 — 6 метров. Порой они отрывают от скал целые куски, ставят их в неустойчивое положение, а иногда сталкивают в пучину озера. Чуть выше, куда не достигают волны, рисунки разъедают мхи и лишайники. Трещины и разломы среди скал, многочисленные выбоины и шрамы свидетельствуют о постоянной разрушительной работе стихии, уничтожившей десятки изображений. Но основная масса их все же сохранилась и настолько, что поддается фотографированию без подкраски.
Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая «триада» на оконечности мыса Бесов Нос: «бес» (фигура человека больше двух метров с растопыренными пальцами и непропорционально маленькими ногами), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов).
Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский. Жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением «нечистой силы», о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти «дьявольские картинки», выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.
Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. Световые эффекты подчас настолько сильны, что буквально преображают рисунки. Когда солнце совсем низко склоняется к горизонту, по скалам бегут заходящие лучи, и темно-красный, отполированный до блеска гранит сияет мягким розовым светом, а плохо различимые рисунки вспыхивают ярко, как лампочки.
Еще одна любопытная зависимость изображений от солнца: в лучах заходящего солнца рисунки двигаются. Древние онежцы сделали открытие, в котором содержится намек на будущие «живые картинки» — современное кино. Творчество онежских художников создало самый древний в мире кинематограф.
Как добраться:
От Водного вокзала г. Петрозаводск до Шалы ходят пассажирские суда. Рейсы осуществляет туристическая компания «Кижское ожерелье» (турхолдинг «Карелия»)
Далее придется нанять лодку или идти пешком, или заказать заранее экскурсию в Пудожском историко-краеведческом музее.