Горы всегда занимали значительное место в картине мира ингушей. Культ гор и горных вершин являлся одной из самых ярких сторон их религиозных верований. Недоступные горные вершины почитались не только из-за их величия, но и из-за влияния на изменение погоды. Ингуши, жители села Гвилети расположенного у подножья горы, ежегодно приносили жертвы своим языческим богам, близ Казбека.
Сказочные элементы переплетались с вполне реальными жизненными наблюдениями пахарей и чабанов, кузнецов и каменотесов, ремесленников и воинов. Для ингушей центром, вокруг которых слагали поэтические былины, сказания, легенды о всемогущих богах, героях были горы Башлоам (Казбек), Цей-Лоам (Гайкомд) и Мят-Лоам (Столовая).
Снежная вершина Казбека играла важную роль в духовном творчестве горцев. По верованиям ингушей, вершина горы служила местом пребывания «Дарза наны» — богини «матери вьюг». В ингушской мифологии, семеро сыновей Дарза наны покинули мать и ушли в небо. Так образовалось созвездие Большая Медведица. У Дарза наны в очаге постоянно горит негасимый огонь, у нее есть неистощимый хлеб и вареная баранина, которая после каждой трапезы восстанавливается в прежнем виде. Богиня вьюг начертала на снежном конусе Казбека волшебный круг, который ни один смертный не может переступить под страхом гибели: Дарза нана сбросит смельчака в пропасть и завалит снегом. Так, мифологические боги не позволяют людям взбираться на вершину Казбека, и такой поступок для смертного немыслим.