Одним из интереснейших зданий старой Астрахани представляется возведенный в 1910 — 1916 гг. на набережной Кутума особняк купца Ф.Х. Будагова. Место застройки особняка представляло собой участок северной набережной реки Кутум у впадения Чесноковского ерика. Место строительства Будаговым было выбрано не случайно, поскольку к началу XX в. северная набережная Кутума являлась одним из лучших районом Астрахани. Обращенная к центру города набережная буквально блистала богато декорированными фасадами. Строительные работы по возведению дома велись более 5 лет. С востока к участку застройки примыкала усадьба купца Шелехова, поражавшая современников пышностью своих «ренессансных» декораций. Известна версия, согласно которой Ф. Будагов поставил перед собой цель затмить впечатление, производимое особняком соседа. Здание отличает совершенство пропорций, гармоничное соотношение частей и целого, достоинство и представительность. Вместе с тем, отмечается некоторая утрированность образа, присущая большинству ретроспективных построек.
Воссоздавая образный строй классической архитектуры, зодчий стремился подчеркнуть монументальность здания и одновременно избегнуть статичности форм. Парадные фасады плавно развернуты к улицам. Рустованный цоколь несет на себе четыре ионических колонны ротонды. Этажи объединяет мозаичная маршевая лестница, оформленная балюстрадой с массивными фигурными опорными тумбами.
Классический декор присутствует в основном в группе парадных помещений и вестибюле. Небольшой барельеф из античной мифологии, размещенный над порталом второго этажа, возвращает нас к теме служения музам, поклонения музыкальному искусству.
Несмотря на отдельные утраты и перестройки бывший дом Будагова в целом сохранил свои изначальные объемно-пространственные и декоративные характеристики, позволяющие отнести здание к числу наиболее интересных астраханских построек начала XX в. Художественное решение здания восходит к типу московских особняков конца XVIII – начала XIX в. Ярким образцом для подражания мог послужить знаменитый дом Юшкова, приписываемый архитектору В.И. Баженову: очевидна схожесть планов построек, решение их композиционного центра. Ретроспективное осмысление архитектурного образа проявило себя прежде всего в парадной части дома Будагова, предоставленной широкому обзору. В пластике уличных фасадов и парадных интерьеров здания автором проекта удачно передан художественный строй архитектуры русского классицизма.
Эксплуатация зданий его владельцами продолжалась после завершения строительства в течение двух лет. В 1918 г. в Городскую Управу приходила сестра Будагова и просила принять в свое ведение дом её брата. Владельческая линия здания обрывается в 1923 г. Будаговой Матреной Константиновной. С 1923 г. здесь находится Комиссариат народного здравия, а в 1926 г. – расположится Родильный приют, позднее преобразованный в Центральный Роддом Астраханского Горздрава.
Семья Фомы Христофоровича Будагова принадлежала среде состоятельных астраханских армян мещанского сословия. Получив образование в Соболевском реальном училище, Ф. Будагов поступает на службу в контору рыбопромышленника К.П. Воробьева, известного астраханского богача и мецената. Деловые качества молодого служащего обратили на себя внимание и вскоре Будагов становится конторщиком, а позднее вступает в брак с дочерью К.П. Воробьева, Матреной Константиновной.