Памятник Александру III, считавшемуся покровителем сибирской стройки, впервые был открыт 30 августа 1908 года. Проект скульптора Р.Р. Баха, изображающий фигуру Александра III на гранитном пьедестале, был признан лучшим. Памятник появился в благодарность императору за принятое им решение о строительстве Великой Транссибирской магистрали.
На западной грани, обращенной к Ангаре, находился горельеф графа Н.Н. Муравьёва-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири с 1848 по 1861 гг. С его именем связано мирное присоединение к России обширного Амурского края и подписание в 1858 году Айгунского договора с Китаем, определившего русско-китайскую границу в районе реки Амур. На северной грани — горельеф Ермака, положившего начало присоединения Сибири к России. На южной грани — горельеф М.М. Сперанского, генерал-губернатора Восточной Сибири (с 1819 по 1821 гг.), реформировавшего управление краем. На восточной стороне — двуглавый орел, державший свиток в когтях лап — царский рескрипт, данный на имя Наследника Цесаревича Николая Александровича.
На углах постамента были изображены гербы Сибири, Иркутской и Енисейской губерний и Якутской области. Справа от двуглавого орла — герб Иркутска: бабр, с соболем в зубах.
Но простоял памятник недолго, в 1920 году, в первомайские праздники, согласно Декрету о памятниках, бронзовое изваяние царя снесли, а бронзовые надписи «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь» убрали.
В 1963 году, на пустующем пьедестале установили бетонный пирамидальный шпиль по проекту иркутского архитектора В.П. Шматкова.
В 2002 году Иркутский горисполком решил восстановить памятник, а в 2004 году Александр III торжественно вернулся на пьедестал.
Герб Иркутска – бабр – в 1878 году пал жертвой правописания. Дело в том, что на сибирском наречии слово «бабр» обозначает уссурийского тигра, но по пути в Санкт-Петербургскую геральдию, неизвестный чиновник «исправил» слово «бабр» на «бобр», и 5 июля 1878 года был утвержден герб Иркутска, изображающий «бобра, несущего в зубах соболя». В тот день царь утвердил 46 гербов и не заметил неточности.
Полноценного бобра на гербе так ни разу и не нарисовали, зато на некоторых изображениях тигру прирастили большой бобровый хвост и перепончатые лапы.