Богородице-Успенский мужской монастырь основан в 1555 году. Расположен в юго-западной части о. Свияжск. Основателем был архимандрит Герман. Данный монастырь был самым влиятельным и богатым в Казанском крае. На его территории сохранилось много разновременных построек, которые образуют интересный архитектурный ансамбль, не уступающий лучшим образцам архитектуры Золотого кольца. Никольская трапезная церковь — наиболее ранняя постройка, возведена из тесаного известняка в 1555-1556 гг. артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра выстроена в 17 в. В архитектуре храма отразились традиционные черты псковской школы 16 в. Перестройки и пристройки внесли в облик храма черты классицизма. Рядом с северным фасадом храма находилась келья Святого Германа, в которой и в начале 20 в. сохранились его вещи. Наиболее чтимой в храме была икона Николы Можайского, в 1551 г. принесенная в Свияжск московскими стрельцами. Собор Успения Пресвятой Богородицы, заложенный в 1556 году, был освящен первым настоятелем обители Германом 12 сентября в 1560 году. Одноглавый храм Успения Богородицы — почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и боковыми апсидами, украшен характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры. После возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. Ансамбль фресковой росписи Успенского собора — уникальный, единственный, почти целиком уцелевший цикл стенной росписи второй половины 16 века. Это 1080 квадратных метров древних многокрасочных фресок. Художники, расписавшие собор, неизвестны, предполагается, что они относятся к школе московского митрополита. Колорит росписи, несмотря на неяркие, неинтенсивные тона отличается праздничностью, звучностью, уравновешенностью цветовых сочетаний. Роспись должна была послужить своего рода изложением основ христианского вероучения для «неверных». Архимандритский корпус — построенное во второй половине 17 века двухэтажное здание в русском стиле. Здесь размещались почетные гости, посещавшие монастырь (казанские архиепископы и др.). В 1829-1858 гг. в корпусе размещалось Свияжское духовное училище, в 1859 г. переведенное в Казань. Монастырское училище — это небольшое здание рядом с архимандритским корпусом, построенное в конце 17 — начале 18 вв. В разные годы здесь размещались: настоятельские покои, Свияжское духовное правление, с конца 19 в. — монастырская школа. Братский корпус — в конце 18 в. три рядом стоящих корпуса — два трехэтажных — казначейский и наместнический, построенные в 17 в., и один двухэтажный — братский, построенный в 18 веке, — были соединены. С восточного фасада братского корпуса были пристроены три апсиды храма Святителя Германа Казанского и Святителя Митрофана Воронежского. В результате образовалось большое здание сложной формы, в нем жила основная часть монастырской братии. Вход в монастырь осуществляется через святые врата Надвратной церкви Вознесения Господня (18 век).
Много необычного и неординарного открывает нам мир священных фресок в Успенском соборе, оставаясь при этом в рамках церковных канонов. Но, безусловно, самым «раритетным» из всего и апокрифичным по происхождению является изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно наиболее обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно — тот самый необычный и ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и не забывает никто из тех, кто видел. Одна апокрифическая версия странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности — песьей) головы святого: он — якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все люди такие. Другая, облагороженная версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему скотскую внешность, чтобы постоянные взгляды женщин на его, прежде необычайную, красоту не мешали его сосредоточенно-молитвенной, аскетичной жизни. Обе версии, разумеется, неканоничны, и, начиная с 18 века, Церковь усиленно с ними боролась: все подобные изображения св. мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому «вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода». Сохранилась, кроме неё, еще одна — единственная икона в собрании Государственной Третьяковской галереи, но там св. Христофор с песьей головой. Вот и все, что осталось: одна фреска в Свияжске и одна икона в Москве. Вообще св. Христофор стал мало известен в позднейшее время, и потому даже обычные-то его изображения, — с человеческой головой, — уже редко где встретишь. Между тем, в 16 веке он вовсе не был святым малоизвестным: ему были даже посвящены отдельные храмы. Он считался избавителем от эпидемий моровой язвы и, возможно, фреска Успенского собора — вспоминание о море, свирепствовавшем в Свияжске в 1552 году, когда до взятия Казани Иваном Грозным новопостроенный город оказался в блокаде, и многие люди умерли от болезни, напоминающей, по описаниям в летописях, цингу. Такое множество исторических пояснений и ссылок требует описание одного-единственного настенного образа! Что же говорить обо всем уникальном фресковом комплексе собора: поистине, он является беспримерной летописью в красках — летописью событий и ветхозаветных, и евангельских, и тех, что еще не произошли, но предсказаны в Апокалипсисе. А также многих перипетий русской истории до 16 века включительно и баснословных народных легенд. В этом смысле — как и в плане художественной ценности, — свияжские фрески являются бесценным и незаменимым достоянием России и Церкви.
Обязательно соблюдение правил поведения на территории действующего мужского монастыря.