История арки начинается с января 1891 года, когда стало известно, о предстоящем посещении города наследником престола Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым. 12 января Владивостокская городская дума, рассматривая вопросы о подготовке к встрече высокого гостя, приняла решение о сооружении в его честь на улице Прудовой (с 1909 г. – ул. Петра Великого) «каменных триумфальных ворот» и обратилась к Приамурскому генерал-губернатору А.Н. Корфу с ходатайством о наименовании их «Николаевскими».
Проект триумфальных ворот был разработан городским архитектором В. Коноваловым, и в марте того же года началось их строительство.
Ворота запроектированы автором в виде арки и размещены на центральной оси улицы, являющейся продолжением Адмиральской пристани. С самого начала арка символизировала морские ворота города, через которые будущий император, а затем и другие почетные гости торжественно прибывали в город морем. Триумфальная арка была сооружена в «русском стиле», характерном для подобного рода построек, возводившихся в конце ХIХ – начале ХХ вв. Объемно-пространственная композиция арки строилась на основе сочетания двух кубических объемов, поставленных один на другой, и венчающей восьмигранной пирамиды.
В советский период Триумфальная арка претерпела ряд изменений. В апреле-мае 1923 г. была начата работа по реализации декрета Совнаркома РСФСР о снятии монархических эмблем и символов, о демонтаже памятников представителям монархического режима. Постановлением от 23 апреля 1923 г. во Владивостоке ряд улиц и городских объектов был переименован. В том числе: пристань Адмиральская – в Комсомольскую пристань, ул. Петра Великого – в ул. Первого Мая, арка Цесаревича (Николаевские триумфальные ворота) – в арку Комсомольскую.
В 1927 г. постановлением Владивостокского окружкома было принято решение о необходимости деконструкции арки как сооружения, не имеющего художественной ценности и мешающего проезду транспорта по ул. Первого Мая. Но разрушена она была только в 1930 г.
Идея ее воссоздания в 1998 г. была выдвинута известным владивостокским предпринимателем, А.В. Ермолаевым, решившим воссоздать это сооружение на собственные средства.
Проект воссоздания Николаевской триумфальной арки был выполнен в 2001 – 2002 гг. на основе исследования имеющихся историко-архивных, литературных и фотографических источников (чертежи Арки не сохранились). Воссоздание арки осуществлено на основе метода восстановительной стилистической реставрации. Основные габариты Триумфальной арки и, в первую очередь, ее высота были определены посредством детального анализа всех имеющихся фотографий, на основе сопоставления арки с рядом стоящими зданиями и фигурами людей на изображениях. С учетом этих данных, а также результатов экспериментального моделирования восприятия объекта в градостроительном контексте было разработано проектное решение.
Арка отличается довольно сложным монументально-декоративным решением: в ней присутствуют отделка гранитным камнем, бетонные барельефы, керамические элементы, мозаичные панно, роспись, металлическое литье, ковка и др. Таким образом, возрожденная Триумфальная арка стала интересным примером синтеза искусств в современном исполнении.
16 мая 2003 г. состоялось торжественное открытие арки. Воссозданная Триумфальная арка и пространство вокруг нее пользуются популярностью у горожан и туристов, здесь проводятся разнообразные культурно-массовые и зрелищные мероприятия.
ВВ «Сибирском путеводителе» за 1986 г. сохранилось описание Николаевских ворот: «Несмотря на то, что ворота выдержаны в строгом византийско-русском стиле и построены из камня и кирпича, они прежде всего поражают своей легкостью и воздушностью. Видимо, рука строителя искусно распорядилась такой массой мертвого материала и сумела придать ему ту красоту и пропорциональность, под которыми невольно теряется массивность и выглядывают изящество, стройность.
Сами по себе ворота представляют четыре отдельных каменных основания, на которых покоятся серовато-желтые стены, напоминающие своими гранями стены Грановитой палаты, а над ними уже высится светло-голубая, шахматная с синими гребнями крыша, представляющая собой высокую осьмигранную пирамиду, на вершине которой водружен русский двуглавый золоченый орел. В большой полуарке, обращенной к рейду, помещен образ Св. Николая-Чудотворца Мирликийского; над образом выведены белой, с красным оттененьем, вязью первые слова из тропаря тому же угоднику: «Правило веры и образ кратости воздержание учителю», а внизу, т.е. под образом, красными значками дата — 11 мая 1891 — день прибытия его во Владивосток.
В остальных трех полуарках помещаются гербы и различные даты: так, в правой — вылеплен герб Приморской области и дата: 2 ноября 1860 г. — время основания Владивостокского поста; в левой — герб крепости и дата: 30 августа 1889 г. — день, когда город был переименован в крепость, и, наконец, в задней полуарке, обращенной к городу, — герб Владивостока и дата: «28 апреля 1880 года» — день объявления поста городом.»