Каменный особняк на Верхне-Волжской Набережной принадлежал купцу третьей гильдии Серапиону Везломцеву, но в 1840-х годах перешел за долги в владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову. Его наследник, С. М. Рукавишников, решил превратить каменный особняк в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П. С. Бойцов, который выполнил проект перестройки старого дома — превращения его в здание дворцового типа, и художник из Петербурга М. О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью, надстроил дом третьим этажом. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон второго этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем. В фондах расположенного в усадьбе музея скопилась богатая коллекция — более 320 тысяч единиц хранения. Музейные экспонаты являются частью личной коллекции известных в истории России дворянских родов: Абамелик-Лазоревых, Шереметевых, а также вещи из личной коллекции В. Бурмистровой (в девичестве Рукавишниковой).
По Усадьбе проводятся экскурсии, в ходе которых гости узнают об истории дома и семьи Рукавишниковых, также представлены историческая выставка «Отечественная война 1812 года в памяти народной» и костюмированная экскурсия «Ожившая история».
Этот дом имеет и литературную ценность, так как именно его описывал писатель и поэт серебряного века И. С. Рукавишников в своем романе «Проклятый род». Писатель приходился сыном владельцу дома, и поэтому знал его не понаслышке: «Строили его, чтоб на много-много лет в городе не было дома, тому равного. Ни у кого ни дерзости, ни капиталу не хватит… Всё в том дворце без обмана. Где мрамор видишь, то мрамор тот настоящий и в вершок толщиною, не как теперь на заграничный манер пилят, словно картонные листы…»
Существует несколько городских легенд, по-своему объясняющих столь парадный и вычурный облик усадьбы и сохранение старых несущих стен. Согласно первой, новый дом был буквально встроен в старое здание, поскольку одна из проживавших там пожилых, капризных родственниц категорически отказывалась выезжать. Существует и другая легенда: якобы, архитектор спросил заказчика, в каком стиле он видит будущее владение и предложил ему на выбор: неоготику, эклектику, барокко. А Рукавишников махнул рукой и сказал: «Валяй во всех: денег на все хватит».