В 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь — художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись».
В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году — производственно-художественного объединения.
В производстве используется дерево разных пород, в основном — липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, подставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши.
Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, — до 100 градусов.
Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия два-три часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее — шлифуют, шпаклюют, олифят.
Последняя подготовительная операция — лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью.
В 1993 году на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла и технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер-классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К услугам гостей — просторная столовая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуде». На территории предприятия стоит памятник Семёну-ложкарю. Согласно легенде Семён изготавливал в здешних лесах березовые ложки для войска Ивана Грозного, и с этими ложками армия русская не знала поражения, поскольку щи и кашу хлебали деревянными ложками быстрее, чем враги — нагревающимися, оловянными. Рядом с памятником стоит Дом Семена-ложкаря — Народный музей быта. Примечательно, что по эскизу местного художника Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «British Airways» были украшены хохломским узором.
В июне в Семёнове проходит ежегодный фестиваль «Золотая Хохлома».
Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формировавший быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, произошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разными людьми, среди которых были «старообрядцы» — противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебра и льняного масла – олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
В XVII веке промысел формировался вокруг торгового села Хохлома Семёновского уезда, в окрестностях которого жили мастера, в базарные дни привозившие туда свои изделия. Расписанную деревянную посуду стали называть хохломской.
Нижегородской посудой торговали на великом торжище – Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и расписанная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, подставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле – столы с ножками-балясинами, шкафы-теремки.
.