Уникальный ансамбль XVII века – редкие для конца XVII каменные палаты и самый трогательный храм Нижнего Новгорода – церковь во имя Успения Богородицы
Каменные палаты вообще были редкостью для тех лет: только очень состоятельные люди могли себе построить. Таким человеком оказался купец Афанасий Фиросович Олисов. Точной даты появления на свет такого роскошного, по словам Л.В. Даля, дома нет, ученые придерживаются периода конца XVII – начала XVIII веков. Это было яркое время для купца Афанасия Фиросовича Олисова. Он уже был «гостем» («гость» – это купец, который имеет право торговать с заграницей). Купец Олисов был купцом с большой географией: побывал в Астрахани, часто бывал в Москве. Ко времени строительства каменных палат он уже побывал и таможенным головой, стал крупным поставщиком хлеба в житницы Москвы, управляющим «государева дворцового рыбного и соляного промыслов в Астрахани и Яике». Все эти достижения дают ему возможность начать строительство каменного дома здесь, в Нижнем Новгороде. Каменные палаты интересны не только из-за того, что их мало сохранилось в России. Они интересны и тем, что на его примере можно заметить общие черты изменений в архитектуре России. Камень уже стал использоваться при строительстве жилых домов состоятельных, но не знатного рода горожан, но вместе с тем эти знатные горожане остаются приверженцами старой планировки дома, его убранства: кокошники на окнах, деревянное крыльцо, деревянная кровля. Впечатляет парадное крыльцо также с напоминанием о древнерусской архитектуре: оно украшено деревянной «бочкой». А вот изразцы на фасаде дома – это уже элементы нового веяния (они остаются самым трогательным элементом в убранстве дома: выглядят как печатные пряники).В нескольких метрах от дома стоит Успенская церковь, построенная на средства того же купца. Было в обычаях богатого купечества строить на свои средства церкви. как правило, строили они их недалеко от дома. Но скорее всего, каменных палат тогда еще не было, и церковь стала началом уникального ансамбля. Этот храм можно назвать «обетным», так Олисов начал его строить в 1672 года, когда он уже собирался в Астрахань. Это было не просто путешествие с коммерческой целью, он ехал с важной гсударственным заданием — налаживать торговые пути, разрушенные разинцами. И дело это было опасным. Этот храм или личные качества помогли Олисову справиться с поставленной задачей (из Астрахани он вернулся живым и невредимым и даже еще больше разбогатевшим). А жители XXI века, даже не зная обо всех жизненных перепитиях этого человека, восхищаются мастерством зодчего, хорошим вкусом ктитора. Специалисты отмечают уникальность этого пятиглавого храма, которая заключается в использовании элемента древнерусского зодчества — «крещатая бочка на четыре лица»: каждая главка церкви стоит на объемной «бочке», то есть на четыре лица.Так строились деревянные церкви, в камне только в Нижнем Новгороде. На церкви также можно увидеть изразцы: на барабанах, на «бочке». Каждая главка отделана чешуйками: нетрудно представить их деревянными (такими они и были до XXI в). В XXI веке была восстановлена трапезная церкви, колокольня.
В 1620-х годах среди среднего достатка посадских Нижнего Новгорода выделялись занимавшиеся мыловаренным делом и мелочной торговлей Степан и Давыд Олисовы. Единственным наследником родовых дел Давыда стал Фирс, в семье которого в 1630-х годах появились сыновья: Афанасий, Анисим и Иван.
Честолюбивый по натуре Афанасий в 1666 году становится сначала нижегородским таможенным головой, и уже через два года значится крупным поставщиком хлеба в житницы Москвы. Став доверенным лицом правительства, Олисов в 1672 году отправился в Астрахань заведовать царскими соляными и рыбными астраханско-яицкими промыслами. В конце 1676 года Олисов вернулся в Нижний Новгород, где его избрали земским старостой, но уже через год он вновь назначен управляющим «государева дворцового рыбного и соляного промыслов в Астрахани и Яике». Около палат находится стенд, на котором написано, что Афанасий Фирсович Олисов был послан земским старостой (главой местного самоуправления) в 1670-е годы в Москву. В то время жители Нижнего Новгорода имели большой долг перед казной, городу грозило разорение. Но Олисов обратился к царю Фёдору III Алексеевичу и напомнил о заслугах Нижнего Новгорода в деле возведения династии Романовых на престол и о понесенных тогда издержках.  Существует легенда, что перед своим отъездом в Астрахань Олисов дал обет построить церковь, поскольку в этот раз уезжал не с коммерческой целью, а с важным государственным поручением — налаживать торговые пути, разрушенные разинцами. И дело это было опасным. По всей видимости, набожный купец надеялся на заступничество Божией Матери. Впрочем, скорее всего это лишь легенда — на месте каменного Успенского храма ранее находился монастырь, упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году, в котором стояла одноименная деревянная церковь.
Между палатами и церковью установлена мемориальная доска, посвященная Ивану Петровичу Кулибину. Дом, где родился знаменитый изобретатель-самоучка находился здесь, но сгорел во время пожара.
Этот каменный ансамбль расположился в удивительно живописном месте: стоит пройти несколько метров — и вы окажитесь на мостике, откуда открывается захватывающий вид на Стрелку (место слияния Волги и Оки), улицу Рождественскую, на левобережье Волги. Постойти на мостике, помечтайте о чем-нибудь — и вам не захочется уезжать из этого города. На этом мостике собираются иногда нижегородские экстремалы, но они не любуются видами — они их осваивают: занимаются скай-джампингом. А если пройти дальше по этой набережной, можно дойти до другого мостика, около которого сидит М.Горький — это самый домашний памятник писателю: он сидит на родном берегу, смотрит на родные просторы.Нужно сфотографироваться на парадном крыльце палат Олисова: и фотография получится колоритная, и отчасти можно почувствовать себя купцом, встречающим гостей.
Нужно сфотографироваться на парадном крыльце палат Олисова: и фотография получится колоритная, и отчасти можно почувствовать себя купцом, встречающим гостей.