К зданию Национальной галереи РК примыкает небольшой сад, который первоначально предназначался для прогулок учащихся Духовного училища. В 1991 году паркостроительной экспедицией Центрального лесоустроительного предприятия «Леспроект» был разработан проект его реставрации и благоустройства с целью восстановления исторической планировки, при условии максимального сохранения существующей растительности, а также приспособления для показа скульптуры из фондов галереи. Были тщательно обследованы и инвентаризированы насаждения (144 дерева, 8 пород), проведены исторические изыскания, включающие в себя археологический зондаж территории.
В устройстве сада использован типичный образец регулярной садово-парковой разбивки: деление территории на треугольные боскеты. Четыре аллеи, ограничивающие боскеты, читаются благодаря сохранившимся старым деревьям (липы мелколистной). Раскопки показали, что эти аллеи не имели твердого покрытия, видимо были посыпаны песком. Аллейные ряды с четко выраженным центром, закрепленным круглой площадкой с цветником, придавали саду необходимую живописность, а заполнение боскетов, возможно, имело утилитарное назначение.
Наиболее ценную в историческом плане часть насаждений составляют искусственные липовые насаждения, являющиеся основой исторического оформления сада. Все 14 лип мемориального возраста (110-130 лет) расположены в аллейной обсадке исторических дорожек и до настоящего времени сохраняют основные черты композиции сада. Насаждения тополя бальзамического (8 единиц) также имеют искусственное происхождение: с северо-западной стороны они образуют рядовую посадку, а на территории исторической части сада включены в аллейные посадки, где представлены двумя великолепными экземплярами в возрасте 110 лет. Остальные породы представлены единично и не имеют прямой связи с исторической композицией: кустарники сирени венгерской, растущей на старых корнях, шиповника, жимолости татарской, калины, рядовые посадки акации желтой вдоль северо-восточного фасада здания. По периметру высажены кусты шиповника, боярышника.
В 2000 году Ученым советом галереи была принята программа «Сад скульптуры», которая предусматривала расширение музейной экспозиции на территории парковой зоны. Цель программы – создание такого типа экспозиции, в котором зритель вступал бы в более тесный контакт с произведениями искусства, и который позволил бы по-новому интерпретировать природное пространство, определить его ценность и придать этой ценности особый статус. Достижению этой цели способствовали скульптурные симпозиумы «Финно-угорский мир», которые проводились на территории галереи в рамках Федеральной целевой программы «Культура России с 2002 по 2012 год». В результате симпозиумов создана экспозиция на отрытом воздухе, включающая в себя 30 произведений художников финно-угорского мира (Коми, Карелии, Удмуртии, Мордовии, Венгрии, Финляндии, Эстонии), а также скульпторов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы и Армении.
Пространство Сада скульптуры стало уникальной площадкой для осуществления творческих акций, концертов, выставок современного искусства, детских праздников.
Начиная с 2006 года на его территории проходит самая завораживающая часть программы ежегодной «Ночи музеев».