Архипелаг Кузова лежит в Белом море, на пути из порта Кемь на Соловецкие острова. От города Кемь до Кузовов, по современным меркам, рукой подать. Всего-то тридцать километров. Однако жить здесь постоянно не решается ни один цивилизованный человек. Изредка причалят к берегу байдарки путешественников-экстремалов, да заглянут на острова в поисках рыбацкого счастья местные поморы. Правда, в последнее время архипелаг вызывает немалый интерес у туристов.

Архипелаг Кузова отличается уникальным сочетанием удивительных по красоте природных ландшафтов и многочисленных памятников древности. Он включает в себя 16 небольших куполообразных, с крутыми склонами островов. На отдельных островах встречаются уникальные еловые леса, которые сохранили свой первозданный облик. Кстати, название архипелага, как предполагают языковеды, происходит от прибалтийско-финского понятия «кууси» — ель.

Лесные сообщества островов архипелага Кузова
Коренными древостоями на данной территории являются еловые и сосновые леса, а также сообщества, сформированные березой извилистой (Betula tortuosa).
Доминируют на островах еловые леса. На отдельных островах (о-ва Куричья Нилокса, Средний, Жилой) встречаются уникальные еловые биогеоценозы, которые не были нарушены и сохранили первозданный облик на протяжении сотен лет. Всего выявлено 10 типов коренных еловых лесов, что указывает на повышенное биоразнообразие по сравнению с континентальной прибеломорской частью северотаежной подзоны Карелии, где отмечено всего 5 типов ельников.
Чаще всего леса разных типов произрастают в наиболее защищенных от северных и северо-восточных ветров частях островов, в ложбинах между куполами, у подножия отвесных скал. Наряду с сосновыми и еловыми насаждениями выявлены массивы первичных березняков, сложенные березой извилистой, которые ниаболее устойчивы к воздействию пожаров.
Преобладают типы леса, характерные для подзоны северной тайги, в пределах которой лежит архипелаг, — бруснично-вороничные, чернично-вороничные, часто каменистые, с большим участием в травяно-кустарничковом ярусе северного вида дерна шведского и болотных кустарничков.
Известно, что в XIX — начале XX вв. леса островов Русский и Немецкий Кузова подвергались рубкам, однако заметных следов этих рубок обнаружить не удалось.
Пожары вплоть до настоящего времени являются настоящим бичем. Почти на всех островах архипелага имеются следы огненной стихии.

Фауна позвоночных животных архипелага Кузова
В настоящее время на Кузовах зарегистрировано 117 видов птиц и 19 видов млекопитающих.
Результаты зоогеографического анализа свидетельствуют об уникальности состава орнитофауны архипелага. На Кузовах обнаруживается самый высокий среди локальных фаун Карелии коэффициент «осеверения» фауны. Экологическая структура фауны и населения птиц архипелага Кузова также имеет свою отчетливо выраженную специфику, что заключается в полном доминировании гидрофильных видов пернатых. По степени участия водных и околоводных птиц в составе гнездовой орнитофауны Кузова занимают первое место среди локальных фаун Карелии.
Местная популяция гагарки (Gavia arctica) — вид, занесенный в Красную книгу Восточной Фенноскандии — является крупнейшей на Белом море, а колония вида на о.Верхний — самая большая из беломорских. Второй по численности вид на островах архипелага — полярная крачка (Sterna paradisaea). Численность ее в настоящее время колеблется от 250 до 270 пар, тогда как во второй половине 80-х гг. она была значительно выше (500-700 пар). На третьем месте — серебристая чайка (Larus argentatus).
Поголовье атлантического чистика (Cepphus grylle) оценивается в разные годы в 150 — 200 пар, обыкновенной гаги (Somateria mollissima) — 100 пар. Многочисленность редких для материка воробьиных (чечетка (Carduelis), юрок (Fringilla montifringilla), свиристель (Bombycilla), разные кулики) придают своеобразный колорит островной орнитофауне.
Видовой состав млекопитающих островов, по сравнению с миром пернатых, значительно беднее. Хищные млекопитающие представлены 4 видами (горностай (Mustela erminea), лисица (Vulpes vulpes), волк (Canis lupus) и росомаха (Gulo gulo)).
Из них только горностая можно считать постоянным обитателем островов Русский и Немецкий Кузов, где зверек находит стабильную кормовую базу (мелкие мышевидные) и изобилие убежищ.
В водах архипелага и прилегающих акваторий постоянно держится кольчатая нерпа (Pusa hispida), наибольшие скопления отмечаются у островов Олешин и Немецкий Кузов, где можно наблюдать до нескольких десятков особей одновременно. Обычен морской заяц, или лахтак (Erignathus barbatus) — самый крупный тюлень арктических вод. Питаясь преимущественно донными беспозвоночными — крабами, моллюсками, морскими червями, голотуриями и т.п., лахтак тяготеет к шельфовым склонам островов Вороньи, Немецкий Кузов, где постоянно держатся несколько особей этого вида. Нередки заходы в воды архипелага белухи (Delphinaterus leucas). Всего на долю морских млекопитающих приходится 16 % фаунистического состава.
Список редких и уязвимых представителей фауны птиц и млекопитающих, регулярно встречающихся на архипелаге Кузова и требующих особой охраны, насчитывает 27 видов, из них 17 занесены в Красные книги России, Карелии и Восточной Фенноскандии. Например, орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla), луток(Mergellus albellus), скопа (Pandion haliaetus), гагарка (Alca Torda), клуша (Larus fuscus), белуха(Delphinapterus leucas), белуха.

Флора архипелага Кузова Архипелаг Кузова с ботанической точки зрения вплоть до последнего времени был исследован очень слабо, в научной литературе приводились сведения о произрастании здесь лишь около 70 видов растений. Однако, флора архипелага выявлена еще далеко не окончательно, недостаточно сведений о распространении многих видов, особенно из числа редких, поэтому современный уровень знаний позволяет обрисовать лишь основные ее черты. Больше всего видов обнаружено на двух наиболее крупных островах архипелага — Русском и Немецком Кузовах, соответственно 195 и 183 вида. Количество видов на других 8 самых больших из обследованных островов архипелага заметно меньше и колеблется от 103 — 124 на средних по величине (о-ва Вороньи, Куричья Нилокса, Лодейный, Олешин) до 66 — 94 на самых маленьких (о-ва Верхний, Жилой, Сетной, Средний).
Всего на архипелаге зарегистрировано 245 видов сосудистых растений. Это приблизительно в два раза меньше, чем обычно фиксируется в локальных флорах на той же широте в материковой части Карелии (400 — 500 видов). Однако, учитывая небольшую площадь архипелага, можно говорить об относительно высоком видовом богатстве флоры. На Кузовах полностью отсутствуют озера и ручьи, поэтому во флоре нет ни одного представителя обширной группы растений, характерной для пресноводных водоемов и водотоков. Значительно обеднена болотная флора, в ее составе отсутствуют или крайне редки многие обычные на материке виды.
В составе флоры архипелага представлены 15 подлежащих охране видов, внесенных в Красные книги Карелии и Восточной Фенноскандии.
В целом флору Кузовов, также как и растительность, можно охарактеризовать как крайне необычную, даже экзотичную, способную вызвать неподдельный интерес у ученого, студента и любого человека, интересующегося природой. Дальнейшее изучение флористического разнообразия Кузовов в значительной мере обогатит тематику комплексных и специальных научных исследований и расширит возможности развития экологического туризма. Сохранение наиболее уязвимых растительных сообществ и редких видов флоры в связи с перспективами развития экологического туризма возможно только при разработке функционального зонирования территории и режима использования зон, с выделением мест, на которых ограничены рекреация и свободное посещение туристами.
Знаменит архипелаг культовыми памятниками древних саамов — сейдами, лабиринтами, каменными кучами.

Трудно сказать, чем эти удаленные от материка скалы оказались притягательными для наших предков, но пару тысячелетий назад на этой суровой земле жили люди — саамы. В дореволюционной России их называли лопарями, а в Западной Европе – лапландцами. С их происхождением и культурой связано немало загадок. Самый большой интерес вызывают верования саамов, в основе которых лежали тотемистические представления, культ гор, камней, деревьев, животных и обожествление различных явлений природы.

Особое распространение получил культ священных камней – сейдов. В основном сейды представляли собой утесы или крупные валуны, очертаниями напоминающие фигуры людей. Однако встречались и рукотворные сейды — камни, сложенные один на другой, или вырезанные из дерева идолы. К сейдам приносили древние саамы свои жертвы, прося об удаче на промысле или выздоровлении соплеменника.

Святилища на архипелаге Кузова, насчитывающие около 800 разнообразных конструкций из камня, не имеют аналогов в мире. Они включены в список охраняемых объектов общероссийского значения. Больше всего культовых объектов на островах Русский и Немецкий Кузов.

Эти острова, хоть и являются самыми крупными островами архипелага, сами по себе невелики: один из них имеет протяженность чуть более километра, второй – более двух. Ландшафт обоих островов сходен: в основе их лежат гранитные скалы, возвышающиеся над окружающим водным пространством на десятки метров. Немецкий Кузов достигает 140 м, Русский Кузов — 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье.

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств: около 150 сейдов и других каменных идолов.

По поверью саамов, сейды помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. И места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен.

Сейды на Большом Немецком Кузове — это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни — на «ножки». На верхней плоскости камня-сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях — мелкие разноцветные камешки.

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются валуны идолы, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть туловища человека, по поморскому преданию «окаменевшие немцы».

Уже после освоения Беломорья русскими, которые основали Соловецкий монастырь, сюда нагрянули завоеватели — шведы. Целью отряда, возглавляемого Андресом Стюартом, был монастырь. В «смутном» XVII веке скоростных катеров не было — завоеватели остановились на Кузовах, чтобы передохнуть. Один из воинов, по легенде, стал грозиться в сторону святого места: дескать, недолго монастырю осталось красоваться. И тут же окаменел. Разом превратились в камень стоявшие поблизости «немцы». А остальные дали деру с русской земли. Отсюда и пошли Немецкий и Русский Кузова…

Кроме сейдов сохранились на Кузовах загадочные лабиринты. Согласно древним ирландским и английским легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи; по норвежским поверьям, каменные гряды выкладывали ледяные великаны; в шведских сказаниях лабиринты отмечают входы в подземные дворцы.

Ученые до сих пор спорят над тем, какую цель преследовали древние люди, выкладывая на идеально ровной поверхности концентрически закрученные каменные дорожки. Несомненно, что это тоже часть древней саамской культуры — всего в странах Скандинавии обнаружено около 500 подобных лабиринтов. Однако, по признанию зарубежных археологов, найденные на Кузовах лабиринты представляют наибольшую историческую ценность. Они почти не тронуты временем и людьми. Расшифровывают язык лабиринтов по-разному. В составе и расположении конструкций святилищ Кузовов угадывается определенная упорядоченность и замысел.

Одни ученые считают, что это своеобразный культ морского промысла и связан он с морским побережьем. Другие видят в лабиринтах культ мертвых, поскольку мегалитика эта, как правило, встречается в местах погребений. По версии исследователей, душа движется в иной мир по подобному извилистому пути. Есть версия, что каменные дорожки выкладывали пастухи оленей как оберег стаду. Быть может, лабиринты как-то связаны с представлением древних людей об астрономии и мироздании…

Уникальный культовый комплекс обнаружен на вершине острова Олешин. Здесь расположены два лабиринта, один из которых по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. В основе схемы большого лабиринта — две спирали, развернутые во внешнюю и внутреннюю подковы (максимальные размеры 9 х 11 м). В его центре поставлен вертикально удлененный валун высотой 0,5 м — фаллический символ.
12 июля 2012 года вступило в силу новое Положение о заказнике «Кузова».
На сегодняшний день на территории островов Русский Кузов, Немецкий Кузов и Чернецкий разрешена рекреационная деятельность, но в специально предусмотренных для этого местах и вне территорий зон охраны объектов культурного наследия. На остальных островах заказника в период гнездования птиц с 15 мая по 15 июля деятельность в области рекреации запрещена.
Минприроды РК обращает внимание посетителей Кузовецкого архипелага на необходимость соблюдения установленного режима природопользования и правил пожарной безопасности на территории заказника, а также на необходимость бережного отношения к окружающей среде и находящимся на территории памятникам археологии.