Всемирную известность храм приобрел не столько благодаря архитектурным достоинствам, сколько из-за неповторимой фресковой росписи, выполненной в 1363 году. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. За возрождение церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, уникального памятника XIV века, архитекторы-реставраторы Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ. Реставрация уникальных фресок ООО «НРМ «Фреска» продолжается. Несколько возрожденных композиций уже вмонтированы в стены.
Уникальные иконы XV века из праздничного чина церкви Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле. Близ Великого Новгорода, в местечке Волотово, есть потрясающий храм Успения Пресвятой Богородицы. Уникальность храма заключается в особенностях его архитектуры (о которых мы еще поговорим), в том, что он донес до нас ансамбль фресковых росписей XIV века (утраченный, к сожалению, во время Великой Отечественной войны
Название «Волотово» впервые упоминается в связи со строительством церкви. По одному предположению, название «Волотово» произошло от мифологических великанов, старейшин. Именно так в старинных хронографах и духовных стихах они и именовались. По легенде, которая легла в основу этой версии, здесь хоронили старейшин со времен великого Гостомысла, который во времена политических споров, в далеком IX веке н. э., предложил призвать князя со стороны – так на арене русской истории появился Рюрик… Хотя, по одной из легенд, Гостомысл – дедушка Рюрика.
По другой версии, название места, на котором и сегодня красуется маленькая церковь-шедевр, произошло от другого мифологического существа. Предполагается, что имя месту дали в честь языческого бога Волоса. И действительно, часто в старину называли пространство по имени бога, которому поставлен в этой местности идол. Так было во времена язычества. Яркий пример этому – сохранившееся до наших дней название «Перынь». Во времена же православия на Руси на месте языческих идолов ставились храмы.
Но существует и третья версия, которая так же, как и другие две, имеет право на существование и тоже подкрепляется определенными доказательствами. Так еще называлась чудь – финно-угорское племя, наряду со словенами, кривичами и мерей жившее здесь со времен образования будущего Господина Великого Новгорода.
При обилии легенд и гипотез, ученые склоняются к самой простой версии. По их мнению, название произошло от имени человека, жившего здесь задолго до строительства храма. Волот. Так имя сохранилось в веках, став частью имени церкви.
С церковью этой связаны и другие легенды. 19 июля 2002 года бригада реставраторов как обычно вела кладку стен храма (а принцип реставрации – использование, насколько это возможно, кирпичей XIV века, извлеченных из завалов). Один из реставраторов взял в руки кирпич и хотел уже его поставить в подготовленное место, да что-то остановило его: реставратор увидел рисунок. Не клейма изготовителей были нацарапаны на кирпиче, и не лапка животного пропечаталась на нем, как это часто бывало в зодчестве Древней Руси, но ладья с тремя воинами плыла, изображенная на поверхности кирпича площадью 29 на 14,5 см. Целый сюжет развернут на небольшом пространстве. Символично, что кирпич был найден в юбилейный год – 650 лет прошло тогда со дня строительства церкви. На кирпиче изображены три воина, одетые в боевые доспехи (головы двух увенчаны остроконечными шлемами с развевающимися султанами). Судя по уверенным, четким линиям, талантливой композиции и выразительности образов персонажей, над этим изображением работал человек, прекрасно владевший рисунком. Скорее всего, художник или зодчий, по заказу архиепископа Моисея в далеком 1352 году строивший этот храм.

Если художник хотел изобразить на кирпиче какие-то легендарные личности, то это могли быть предводитель племени руссов Рюрик и братья его: Синеус и Трувор. Если вспомнить, что недалеко отсюда был курган с могилой Гостомысла, призвавшего сюда братьев, то эта версия не такая уж и невероятная.
Историки проанализировали детали этого сюжета-послания. Скорее всего, вовсе не викинги изображены на нем, а новгородцы-ушкуйники – род воинов, что в те времена уходили далеко за моря, покорять и осваивать новые земли, чтобы потом назвать их частью великой Новгородской земли. Но даже если версия о варягах, изображенных на кирпиче, не подкрепляется доказательствами, по красоте и поэтичности своей она соответствует поэтичности храма, который после окончания реставрационных работ максимально приближен к своему первоначальному облику.
По легенде, строительство храма связано с чумой, поразившей сначала Псков, а затем другие русские земли. В числе них был и Новгород. Псковичи вызвали из Новгорода архиепископа Василия отслужить молебен, он скончался по дороге обратно, выполнив свою миссию. Тогда его последователь, вновь избранный архиепископ Моисей, ныне почитающийся как святой, уповая на Божью помощь, строит храм во имя Успения Божьей Матери. Не один храм на Руси строится как мольба о помощи в годину великого бедствия. И это свидетельство высоты духа новгородцев. Прославившийся многими духовными подвигами архиепископ Моисей, скончавшись, был похоронен своим последователем и учеником архиепископом Алексием. Первая новгородская летопись хранит память о том, как своими руками устроил Алексий могилу для своего учителя. Говорят, незадолго до смерти Моисей передал Алексию свой замысел фрескового ансамбля этой маленькой церкви, осуществление которого началось спустя несколько месяцев после смерти Моисея.
Добраться до церкви Вы можете многими автобусами, следующими по московской трассе, отправление от автовокзала. Выйти из автобуса нужно на остановке сразу за синим мостом. Перейдя дорогу и ориентируясь на серебристый купол церкви, дойдите до нее по асфальтовой дорожке. Церковь открыта ежедневно с 10.00 до 16.00, кроме понедельника и вторника. Церковь Успения на Волотовом поле – объект показа Государственного Художественного музея Новгородской земли.