«Памятник Тысячелетию Российской Государственности» — первое произведение Михаила Микешина, в то время еще никому не известного выпускника Императорской Академии Художеств. Многочисленные фигуры, фризы, решетка и фонари были отлиты в столице. Памятник сделан к 1000-летнему юбилею России в 1862 году.
Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником и члены Императорского дома. Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России.
Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами. Его высота (более 15 метров) и масштабность форм позволили выдержать соседство с древними и более современными архитектурными сооружениями. Общее решение состояло в том, что силуэт памятника ассоциировался с двумя важными символами российской и новгородской истории — атрибутом царской власти шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня позволило перевести на язык скульптуры знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».
В верхней части Ангел, олицетворяющий православие, благословляет Россию, изображенную в виде стоящей на коленях женщины.
Второй уровень состоит из шести групп, каждая из которых представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика на южной стороне до Петра I — на северной.
Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России. 109 фигур фриза были утверждены государем. Фигуры объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.
Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. В 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства. В годы Второй Мировой войны, когда Новгород оказался оккупирован фашистами, в разрушенный Кремль была подведена узкоколейка, а демонтированные фигуры и рельефы памятника начали готовить к отправке в Германию. Вошедшие в Кремль советские воины обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты памятника. 7 ноября 1944 года, после реставрации, памятник был вновь открыт.