Храм Успения Пресвятой Богородицы — один из самых узнаваемых строений Чебоксар. Архитектурный памятник с 300-летней историей, он вобрал в себя барочный и русский стили, традиции Петербургской школы и элементы киевского зодчества. История Успенской церкви берет свое начало в далеком XVII столетии. В то время все постройки в основном были деревянными и подвержены пожарам, которые явились настоящим бичом для Чебоксар. С потерей оборонных функций город становится торгово-промышленным, и это сказывается на храмовом строительстве – богатые купцы стали возводить каменные здания церквей вместо деревянных.
Между посадской частью города и Свято-Троицким монастырем стояла маленькая деревянная церковь в честь святых князей Бориса и Глеба. Кто и когда её построил – на сегодняшний день неизвестно, поскольку пожары уничтожили все письменные свидетельства. В 1763 году на месте старой Борисоглебской церкви был построен большой каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. По некоторым данным постройку финансировал купец Дряблов, который был известным гостинодворцем в Москве. По своим размерам храм получился просто колоссальным и превосходил даже Введенский собор. Церковь была двухэтажной. На первом были два престола – в честь блгвв. кнн. Бориса и Глеба и мц. Гликерии, а второй – в честь Успения Божией Матери. Первый этаж был теплым и пригодным для службы зимой. Второй – летним, и богослужения здесь велись только в теплое время года.
По архитектурному стилю церковь повторяла собой уже встречавшийся тип храма с широким «восьмериком» на «четверике», но в отличие от других, построенных в первой половине XVIII века, её окна четверика, трапезной, примыкавшей с запада, и апсиды – с востока, украшались наличниками западноевропейского типа. Оригинальная колоколообразная крыша с единственным куполом, переходящим в маленькую главу наводит на мысль, что при строительстве была попытка скопировать внешний вид с Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Однако вся храмовая часть и трапезная выполнены в характерном стиле барокко XVIII века. Летняя часть поражала вошедшего своими размерами, объемом, игрой света и уникальной акустикой. На территории Республики ни один храм не может похвалиться таковой. Главная часть отделена тройной аркой, а в оконных проемах были устроены витражи, которые придавали внутреннему убранству особый колорит.
В западной части храма построили колокольню, которую в первой половине XIX века разобрали за ветхостью сооружения, а новую, трех-ярусную, соорудили не позднее 1867 года. Три яруса, последовательно убывающие к верху, увенчивались шпилем и миниатюрной главкой с крестом. Во 2-м и 3-м ярусах находилась звонница.
В 1896—1897 году были проведены работы по реконструкции. Вследствие этого с южной стороны храм приобрел каменный пристрой с наружной лестницей, а в 1897 году – каменную часовню. И церковь обнесли новой каменной оградой с кованными решетками, а арочные ворота центрального входа выдержали в русском стиле. Внутри живопись храма была обновлена в традициях Петербургской Академической художественной школы. Таким образом, три контрастных архитектурных стиля гармонично вписались и прекрасно слились в красоте и монументальности здания. По некоторым данным этот храм назывался «воротами в город», поскольку поражал приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев своей красотой и величием.
История церкви XX века очень трагична. В 1929 году, в годы безбожия и атеизма, храм был закрыт и богослужения в нем прекратились. В 1930-е годы были разрушены колокольня (служившая некоторое время вышкой пожарного поста), часовня, обходные галереи, ворота с ажурной решеткой и другие сооружения, выполненные по проекту известного казанского архитектора Ф. Малиновского. С 1937 по 1979 годы здесь размещался Краеведческий музей Чувашской АССР. В конце 70-х, когда началось строительство Чебоксарской ГЭС, многие храмы города, находившиеся в этой части (ныне Залив), попали в зону затопления и были разрушены. Успенский был частично сохранен, но пришлось засыпать песком первый этаж и сделать вокруг здания бетонный остов. Теперь он находится как бы «на островке». Из современных икон церкви особого внимания заслуживает редкая по иконографии «Неупиваемая чаша» Ю.А. Бубнова.
С 1993 года храм возобновил свою богослужебную деятельность. С 2003 года настоятелем Успенской церкви является протоиерей Петр Тепловодский.
Автор фотографии: Kristina Baskakova
После открытия ГЭС, когда поднялся уровень Волги, первый этаж храма оказался под водой.