Дом Волконского — самое старое каменное здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский в то время, когда шло строительство предназначенного для него большого дома с флигелями. Вероятно, дом был возведен не Волконским, а появился ранее. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня». В северном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны. В настоящее время в здании располагается администрация и научная библиотека музея.
Дом Волконского, как некоторые другие яснополянские постройки, упоминается Толстым в повести «Поликушка».
Напротив Дома Волконского, на прилегающей к нему территории хозяйственного двора расположена конюшня, чей возраст насчитывает не менее двух столетий. Многие Толстые были любителями и знатоками лошадей. Не исключением был и Лев Николаевич. При нем в конюшне стояли выездные и рабочие лошади. Эта традиция сохраняется по сей день; лошади – неотъемлемая составляющая живого усадебного мира, позволяющая Ясной Поляне сохранять свой исконный облик. Яснополянская конюшня по праву может гордиться лошадьми орловской и русской рысистой, а также ахалтекинской породы, а настоящей «рабочей лошадкой» в усадьбе является тяжеловоз. Сейчас в конюшне живут около 30 лошадей; а конноспортивный клуб «Ясная Поляна» предлагает разнообразные конные прогулки и занятия верховой ездой.
В правой части здания находится каретный сарай. В нем хранится пролетка, в которой 28 октября 1910 г. Толстой навсегда покинул Ясную Поляну, и венки с могилы писателя.

Деревянные постройки, находящиеся на хозяйственном дворе, появились в 1900-е гг. С восточной стороны от Дома Волконского располагаются птичник и инвентарный сарай. Теперь бывший птичник используется как помещение для водокачки, а в инвентарном сарае обустроены стойла для пони шетлендской породы. С западной стороны от Дома Волконского находится кучерская. Здесь обычно ночевали толстовские кучера. Сейчас в кучерской полностью воссоздан интерьер крестьянской избы XIX столетия и проводятся интерактивные экскурсии и занятия для детей.
В старости хозяйственные дела не слишком интересовали Толстого, но в более молодые годы он уделял яснополянскому хозяйству огромное внимание. В «Анне Карениной», говоря о хозяйственных увлечениях и заботах своего, пожалуй, самого автобиографичного персонажа – Константина Левина, Толстой словно пишет о себе самом:

«Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу, а суконную поддевку, и пошел по хозяйству, шагая через ручьи, режущие глаза своим блеском на солнце, ступая то на ледок, то в липкую грязь.
Весна — время планов и предположений. И, выйдя на двор, Левин, как дерево весною, еще не знающее, куда и как разрастутся его молодые побеги и ветви, заключенные в налитых почках, сам не знал хорошенько, за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь, но чувствовал, что он полон планов и предположений самых хороших».