Арзамас — один из старейших городов Нижегородской области. Он возник среди мордовских земель как военная крепость для защиты границ Московского государства. По преданию, он был основан царем Иваном Грозным во время похода на Казань в 1552 году.
В XIX веке в Арзамасе насчитывалось более 30 храмов и четыре монастыря. Благодаря такому обилию церквей и тесным связям города с Москвой родилось сравнение: «Арзамас городок — Москвы уголок». Город этот известен тем, что через него неоднократно проезжал Пушкин в Большое Болдино, тут родился Аркадий Гайдар и был в ссылке Максим Горький.
Еще издалека на подъезде к Арзамасу виден величественный Воскресенский собор – главное украшение города и один из лучших образцов стиля классицизма. Этот грандиозный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор стоит на высоком холме, посреди центральной площади города, где раньше находился деревянный кремль. По преданию, кремль был возведен указом царя Иоанна Грозного, во время третьего пешего похода на Казань.
Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788—1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного архитектора А. Н. Воронихина. Строительство храма продолжалось 28 лет, специально были открыты кирпичные заводы, которые назывались «соборными» и где произвели 5,5 миллионов кирпичей. Кладка стен продолжалась с 1814 по 1821 год. Кроме кирпичей потребовалось 1000 кубических сажен (9718 кубометров) бутового камня для фундамента и 10000 пудов (163,8 тонн) железа.
Отделочные работы и роспись длились 21 год.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев. Храм действительно похож на Казанский Собор в Санкт-Петербурге. Это объясняется тем, что архитектор Коринфский в пору ученичества помогал своему наставнику, Андрею Никифоровичу Воронихину строить Казанский собор.
Воскресенский собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Всё сооружение стоит на высоком ступенчатом основании – стилобате. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). У храма пять нарядных куполов сферической формы, самый большой из которых имеет 12 окон, высокие фронтоны и четыре портика, образующие в совокупности ожерелье из 48 ионических колонн высотой по 13 метров. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный). Наружные врата храма — чугунные, а внутренние – дубовые.
Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина, Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А. В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
Сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем — копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Сохранилось предание о том, как один из четырёх столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были уже соединены и нужно было приступить к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Удостоверившись, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Существует даже поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».