Семь первых московских небоскребов (их еще называют «Семь сестёр») были построены в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века по указанию Сталина по единому градостроительному замыслу, в общем архитектурном стиле. Это здания Московского университета , Министерства иностранных дел, две гостиницы и три жилых и административных комплекса.
Сначала предполагали возвести 8 высоток, которые бы символизировали 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году. Именно тогда, как один из подарков к предстоящему 70-летию Сталина («праздничный венок Москвы»), и были заложены первые камни этих грандиозных строек. Невиданное ранее в СССР многоэтажное архитектурное великолепие послужило бы окружением главной, девятой высотки – Дворца Советов. Ему предназначалось стать высочайшим на тот момент зданием мира, украшенному гигантской 420-метровой статуей Ленина, доминирующей над городом.
Смерть Сталина в 1953 году внесла коррективы в решительные градостроительные планы. Высотка почти у самого Кремля, в Зарядье, так и не была построена. Позже, в 1964-69 гг., на ее фундаменте возвели гостиницу «Россия», тоже огромную. Она простояла до 2007 года. Строительство Дворца Советов на месте взорванного в 1931 г. Храма Христа Спасителя также заглохло на начальной стадии. На его месте долгие годы был открытый бассейн «Москва», пока в самом конце прошлого века храм не восстановили.
У сталинских высоток есть прообразы. Вдохновение советские зодчие, скорее всего, черпали из градостроительного опыта США начала 20 века. Если сравнить силуэты МГУ и МИДа с нью-йоркскими Manhattan Municipal Building и Woolworth Building, а Terminal Tower в Кливленде с высоткой на Кудринской площади, можно найти немало общего.
Также прообразами «Семи сестёр» считают и три павильона (менее масштабных, но схожих по пропорциям), построенных в 1939 г. на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (позже ВДНХ, а ныне ВВЦ) по проектам Дмитрия Чечулина. В 1945 г. он стал главным архитектором Москвы, руководил разработкой генплана столицы и возведением легендарных высоток. Для их строительства, да еще при заданных скоростных темпах, требовались тысячи рабочих рук. Как это всегда и было в сталинскую эпоху, привлекли заключенных. В подмосковном поселке Солнцево был даже создан спецгородок для строителей-зеков.
Первые московские небоскрёбы, по замыслу создателей, должны были стать олицетворением могущества СССР, силы советского народа. Каждая высотка – своего рода символ. МГУ – апофеоз науки и студенчества. МИД – авторитет государства на международной арене. Гостиница «Украина» – дружба братских народов. Жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади – уважение, почет и забота о лучших людях страны, знаменитостях советского искусства, героях-авиаторах.
В последние годы в Москве построено много элитного жилья, но статус жильцов высоток за полвека не изменился. Иметь здесь квартиру по-прежнему сверхпрестижно, это знак принадлежности к высшему обществу. Хотя по современным меркам и размер, и планировка, и инженерное обеспечение апартаментов уже не столь впечатляют как полвека назад. Интерьер одной из таких квартир, в доме на Котельнической набережной, известен многим россиянам по кинофильму «Москва слезам не верит».
Высотные здания – вершина «сталинского ампира» в городской архитектуре. Словно храмы и каменные пирамиды они были расставлены в ключевых точках города. Для их строительства высвобождались обширные городские территории, безжалостно сносились целые кварталы исторической застройки, сдвигались улицы. Силуэты высоток до сих пор формируют архитектурный облик российской столицы. Неудивительно, что московские небоскребы всегда привлекали внимание туристов.
Комплекс университета на Воробьёвых горах включает 27 сооружений, он окружен ботаническим садом. На каркас здания ушло около 40 тыс. тонн стали, на строительство стен – 175 млн кирпичей. 12 тонн весит пятиконечная звезда на шпиле. В здании 68 лифтов. Часы, а у них 4 циферблата, с каждой стороны башни главного корпуса МГУ, – до сих пор одни из крупнейших в Европе. Их стрелки даже длиннее знаменитых кремлевских курантов, а высота цифр – около метра.
Впечатляют ли сейчас подобные цифры? Едва ли. Но раньше архитектурный гигантизм был в новинку, волновал воображение. А вот смотровая площадка на 32-м этаже здания университета, безусловно, достойна посещения, хотя о ее существовании в Москве знают немногие.
Что еще любопытного в московских высотках? Здание МИД на Смоленской площади может похвастаться огромным железобетонным гербом СССР на фасаде. Кстати, это единственная высотка без пятиконечной звезды на шпиле, ее веса просто не выдержала бы довольно хрупкая башенка. Да и сами башенки «Семи сестёр» появились в проектах не сразу, они надстроены опять-таки по распоряжению Сталина.
В доме на Котельнической набережной можно посетить музей-квартиру великой русской балерины Галины Улановой (1910 – 1998). Здесь 700 квартир, старинный кинотеатр повторного фильма «Иллюзион». Строительство здания курировал всемогущий Лаврентий Берия. Под домом осталось бомбоубежище на случай ядерной войны.
Две высотки, бывшие раньше гостиницами «Украина» и «Ленинградская», не так давно сменили хозяев, реконструировались и похорошели. Теперь это дорогие и престижные отели мировых гостиничных цепочек.
Иногда к сталинским высоткам причисляют здания Академии наук Латвии в Риге и Дворец культуры и науки в Варшаве, гостиницу в Киеве. В 2006 году в таком же «большом имперском стиле» в Москве, в районе Сокол, построен еще один небоскрёб (264,5 м), на некоторое время он стал самым высоким жилым зданием в Европе.