Балхар – лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Гончарным производством издревле занимались только женщины. Женщины формируют свое изделия на гончарном круге — жюлла (круглая доска, вращающаяся на стержне), которая посыпается золой и на нее кладётся пласт глины. Готовое изделие обжигают в печи и приступают после просушки к красивому двухцветному раскрашиванию, после которого оживает чудесный мир волшебных сказок с их фантазией, мечтами и надеждами. Недалеко от Балхара находится озеро, из которого добывается глина, вязкая как пластилин, а в горах от востока и запада аула имеются месторождения цветных глин — красной и белой. Вот при помощи этих двух красок балхарки создают свои бесконечные орнаменты, богатые различными вариациями и сохраняющими при всём своём разнообразии единство стиля. В старину изготавливались только нужные в обиходе вещи — водолеи, маслобойки, миски, блюда. На балхарские сосуды всегда был спрос. В 1936 году в Балхаре была организована специальная артель, а вскоре появились мастерицы росписи. Первой из них стала Патимат Амирханова, гончарные изделия которой выставлялись в Москве, а альбомы с её узорами до сих пор хранятся в архиве Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то, именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.
В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Этот штраф по сути являлся одной из форм ритуального жертвоприношения.