Советское строительство огромных заводов нуждалось в создании принципиально новых городов. Причем, во-первых, на пустом месте. А во-вторых, градостроительная идея не должна была идти в разрез с коммунистической идеологией социальной справедливости. С одной стороны, это настоящий вызов для традиционной архитектуры. С другой – успешное решение задачи в невыполнимо короткие сроки «угрожало» архитекторам мировой славой.
Для строительства первого в мире социалистического города пригласили немецкого архитектора Эрнста Мая. Летом 1930-го он приехал в СССР, а уже в ноябре представил новаторский проект «Города-сада», который базировался на четырех идеях:
— Функционализм. Любая свободная площадь эксплуатируется по максимуму
— Справедливость. Равные условия проживания для всех
— Простота. Все дома собираются из готовых элементов, как карточный домик. Даже строительная документация была настолько простой, что напоминала инструкцию конструктора LEGO
— Природа. Здания группируются вокруг садов и парков, чтобы в них было много зелени и света
Впоследствии советская печать раскритиковала Э. Мая за отказ от «декоративных жестов» в пользу абсолютного функционализма. Однако сегодня мировое сообщество архитекторов единогласно признает высокую историческую и культурную ценность опыта строительства первого в мире Соцгорода.