Храм святой Екатерины

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Прославляя свою благодетельницу императрицу, граф Завадовский нашел достойный способ увековечить ее память, соорудив в Ляличах храм в честь святой Екатерины-великомученицы с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла. Прелестный и изящный, как и все сделанное графом, храм отличается архитектурой. Архитектор и историк архитектуры Горностаев в книге «Дворцы и церкви юга», изданной в 1914 году, писал: «Ляличский храм по оригинальности архитектурного замысла единственен. Особенно интересны декоративные колоннады, объединяющие храм с колокольнями. Они чрезвычайно напоминают по приему колоннады Александровского дворца в Царском Селе (1792—1796 гг.) и Аничкова дворца в Петербурге (1804 г.) и также как они, прелестны». В далеко не маленьком храме сделано все, чтобы придать силу и грандиозность. Он имеет пять куполов, обширный восьмиколонный своеобразно решенный портик, усиленный двумя открытыми колоннадами с боков. Внутри храм производит поражающий и неожиданный эффект. Из колоссальных восьми окон трибуны купола врывается в сравнительно слабо освещенный нижними окнами храм ослепительный свет, прозрачно до мелочей освещая изысканно благородную архитектуру. Свет льется повсюду и достигает алтарной глубины, где мощно выдвигается величественная сень киврий над престолом в виде храма славы.

Церковь Екатерины построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличался монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относился к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма, также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен — маленькие фронтончики. Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом не обычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в план ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, которой находилась лестница на хорь: Последние занимали весь поперечны: западный неф, опираясь на две колонш в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коробовый свод с конхой над апсидой, не большие проемы в полуциркульны: арочных нишах по сторонам вели в низ кие жертвенник и дьяконник с плоски ми балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик, дополнительные входные проемы находи лись в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма. Главную роль играла лепнина которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

Читайте также: