На протяжении нескольких столетий складывался великолепный архитектурный ансамбль Соборной горы. Центром ансамбля является грандиозный Свято-Успенский собор, сооруженный на месте древнего мономахова собора как памятник героической обороны Смоленска от поляков в 1609-1611 гг. Строительство велось в несколько этапов. Начинал строительство в 1677 году московский зодчий Алексей Корольков, достраивал с 1732 по 1740 годы архитектор А.И. Шедель, завершал строительство архитектор П.И. Обухов, заменивший в 70-е годы XVIII века первоначальные семь глав на пятиглавие. Главным украшением собора является резной иконостас. Позолота великолепной двухслойной резьбы торжественно мерцает в полумраке собора. Некоторые детали посеребрены, что оттеняет глубину ажурного кружева. Интересной особенностью является присутствие в иконостасе деревянной скульптуры. Трехметровые фигуры ангелов с серебряными крыльями венчают ярусы иконостаса, украшают кафедру для проповедей. Первоначальная живопись иконостаса не сохранилась, лишь икона «Спас Великий Архиерей» донесла до нас облик живописи XVIII века.
Во второй половине XVIII века на Соборной горе были сооружены Богоявленский собор, изящная двухъярусная колокольня, соборная гранитная лестница, архиерейский дом, корпуса служб и другие постройки.
Успенский собор настолько поразил воображение Наполеона, что во время боевых действий, тот распорядился поставить возле него охрану. И говорят, что во время Второй Мировой войны произошло нечто подобное, и гитлеровские войска охраняли собор, несмотря на то, что другие архитектурные памятники СССР они не берегли.